Персоналии

Увлеченный создатель – архитектор Николай Лызлов

Увлеченный создатель – архитектор Николай Лызлов

Вот уже много лет проекты Лызлова радуют взор столичных жителей. Они рациональны, лаконичны, вместе с тем интересны и даже удивительны.

Известный российский архитектор Николай Всеволодович Лызлов является руководителем собственного бюро «Архитектурная мастерская Лызлова» («АМЛ»), вице-президентом Союза московских архитекторов, профессором и преподавателем, а также обладателем нескольких архитектурных премий.

Профессия архитектора всегда привлекала Николая Лызлова, как признается он в интервью информагентству «Архитектор». А во время учебы в МАРХИ Николай убеждался, что она нравится ему все сильнее. С тех пор прошло много лет, но Лызлов еще ни разу не пожалел о своем выборе. В интервью Григорию Резвину для «Архи.ру» Николай объясняет: человек испытывает потребность в созидании, и архитектурная деятельность – лучший способ ее реализовать. Она становится увлечением и стилем жизни, который предполагает частое принятие решений, борьбу с собой и обстоятельствами, стратегию и тактику.

Уже в студенчестве все занятия и хобби Николая Лызлова были связаны с архитектурой, и по окончании института в 1980 году он хорошо представлял свою будущую деятельность. После учебы новоиспеченный специалист работал в Гипротеатре и в МОСПРОЕКТЕ-1  и в обеих организациях прошел профессиональный путь до главного архитектора.

Кроме того, – рассказывает Николай информагентству, – в СССР была возможность дополнительного заработка для архитекторов. Так, они могли выполнять работы в проектном институте «Архпроект», одновременно трудясь в советских учреждениях. Появление в России предпринимательства лишь формально фиксировало уже реализуемую самостоятельную деятельность. Становление мастерской Лызлова также происходило естественным путем, а когда появилась возможность организовать собственное предприятие, не возникло никаких сомнений в открытии бюро.  Случилось это в 1992 году.

С тех пор «АМЛ» реализовала множество проектов, занималась не только строительством, но и реконструкцией исторических зданий. В основном мастерская специализируется на городской архитектуре общественного назначения. Бюро проектирует жилые комплексы и отдельные квартиры, загородные дома, административные, торговые здания и не только. На счету «АМЛ» теннисный клуб на улице Гурьянова. В настоящее время идет создание музейного городка ГМИИ им А. С. Пушкина и планируется реконструкция главного здания.

Николай Лызлов в принципе трепетно относится к уже созданным творениям, оставленному наследию. Как говорил он в интервью интернет-изданию «ARTANDHOUSES», «архитектура  – это застывшая история, отпечаток чьей-то жизни». Кроме того, для Николая важна подлинность.  При реконструкции Дома Стуловых, где вскоре разместится научная библиотека музея им. А.С. Пушкина, стояла задача просто привести все в порядок, оставив дубовые лестницы и оконные рамы. А работая над квартирами в конструктивистком доме в Басманном тупике, бюро договорилось с заказчиками, что будет сохранять подлинный дух помещений. Мастера с уважением отнеслись к столярным решениям: отреставрировали оригинальные двери и оконные рамы, не ставили стеклоблоки.

Вместе с тем Николай глубоко жалеет о судьбе утраченной Таганской АТС. По его словам в беседе с «ARTANDHOUSES», сносить ее здание все равно что выкинуть дорогую вещь. В то время как можно было создать там универсальные квартиры и настоящие лофты. Более того, мы плохо представляем жизненный уклад старших поколений, а АТС являлась «слепком» многих жизней, «устоявшейся фактурой», требующей бережного отношения.

Обращаясь к истории, Николай Лызлов  в интервью порталу «Interior explorer» рассказывает, что раньше архитекторы больше значения придавали дизайну, а не зарплате, работа несла отпечаток руки мастера. Сейчас же «автор стал вымываться», вместо архитектора появляется менеджер, продюсер, который делает из архитектуры потребительский товар.

Николай заявляет, что не чувствует себя менеджером – это ему не интересно, так же как быть просто винтиком в большой системе. Симпатичен ему параллельный путь немассовой культуры. Ее проявлением архитектор считает работу нам маленькими объектами, например, когда после возведения жилого дома люди обращаются в бюро с просьбой спроектировать в нем квартиру. Такая работа получается одновременно авторской и адресной, и заниматься ей интересно.

При проектировании зданий Лызлов опирается на обстоятельства, место и функции будущей постройки, исходя из чего постепенно рождается дизайн. Самый трудный этап  – начальный, когда нужно создать ряд идей и моделей, среди которых множество окажется нежизнеспособными, – сообщает Николай в интервью Григорию Ревзину. При этом Николай не подбирает внешнюю форму архитектуры специально и солидарно с Оскаром Нимейером считает, что здания должны быть видны уже в бетоне. А форма должна получиться сама. Предпочтение архитектор отдает лаконичности, минимализму и строгости линий. Но настоящей заслугой Николая Лызлова считают конструктивизм, понятый на уровне метода, а не стиля.

Накопленным опытом и мастерством Николай Всеволодович с удовольствием делится в качестве преподавателя МАРХИ и школы МАРШ. В интервью для «Interior explorer» он признается, что ему интересна эта деятельность, а получаемая отдача оказывается не только адекватной, но и весьма полезной: работа со студентами помогает более внимательно взглянуть на привычные вещи, открыть в них неожиданные стороны, изменить точку зрения.

Мы же делимся с Вами примерами проектов Лызлова: ЖК «Город яхт», ЖК «Нескучный сад», ЖК «Богородский квартал» на Краснобогатырской  улице, ТЦ «Покров мост»

Фотоматериалы: park.tatar

Подборки по теме