Каких соседей хотел бы практически каждый житель шумного мегаполиса? Правильно. Тихих и спокойных. Только вот самые тихие соседи, которых только можно себе представить, большинство из нас не то, что не устраивают, а даже отпугивают. В основном, причина кроется в психологии восприятия кладбища. И это оправдано. Эмоции и ощущения от близости к такому соседству вполне логичные.
Но что интересно, многих смущают действующие кладбища, но мало кого волнует то, что было на месте, допустим, дома в центре Москвы с раскинутым сиреневым сквером по соседству. Может тоже кладбище, только законсервированное? Мы решили «копнуть» поглубже и выяснить, какие районы Москвы построены «на костях».
Так сложилось исторически, что под каждым большим и древним городом располагаются кладбища. Взять хотя бы Москву. Например, в XVI веке при Иване Грозном в городе насчитывалось в районе 400-600 храмов (точное количество определить сложно), около которых, в те времена, и хоронили людей. И это не учитывая мелких церквей и монастырей в деревнях и сёлах, на месте которых сейчас расположена Новая Москва.
Наша столица, конечно, кажется необъятной, но представьте «географию» захоронений. 400 храмов с прилежащими кладбищами это колоссальная цифра.
Мы решили сделать «экскурсию» по самым известным историческим кладбищам Москвы.
Нынешнее ЦАО
Самый крупный из некрополей располагается в самом сердце столицы — у стен Кремля. Начиная с 1917 года там захоронено более 500 человек. Кладбище является мемориальным и служит колумбарием для урн с прахом. Тему ликвидации такого памятника культуры (с 1974 года некрополь охраняется государством как памятник культуры) за век существования обсуждали 2 раза. В 1953 году Совет министров и ЦК КПСС прах Сталина и Ленина планировали перенести в Пантеон, но проект закрылся. В 2013 году захоронения планировалось перевезти в новое кладбище в подмосковных Мытищах, однако идею «пресёк» федеральный закон, который гласит, что перезахоронения невозможны без согласия родственников, а учитывая количество братских могил и количество неопознанных солдат, сделать это не представляется возможным до сих пор.
Совсем рядом с Кремлевской стеной, под площадкой нынешней «Манежки» были обнаружены еще одни массовые захоронения. Когда в 1995 году велись работы по возведению торгового центра под землей, в ходе раскопок археологи открыли древние погребения. Вполне логичная «находка», учитывая, что на месте Манежной площади в XVII веке располагался Моисеевский монастырь. Археологи раскопали его некрополь с 600 захоронениями. Останки настоятельниц были перезахоронены на кладбище в Новой Москве.
Другие масштабные захоронения
Ныне престижный зелёный район Кутузовского проспекта тоже служил кладбищем. Которое, кстати, полностью рекультивировали менее ста лет назад. Точный адрес располагавшегося в этом районе Дорогомиловского кладбища сегодня назвать сложно. Примерная локация — между нынешним Кутузовским проспектом и рекой Москвой. Судя по историческим справкам, кладбище действовало примерно с XVI века, а полностью «закупорено» было лишь в 1948 году. И, кстати, на его месте был возведен целый квартал нынешних сталинских домов, которые в середине XX века предполагались для партийной элиты.
Чуть подальше, в районе станции метро Кунцевская, расположено действующее кладбище — Троекуровское. Занимаемая площадь — почти 30 га. Является филиалом Новодевичьего кладбища.
Следующие 2 кладбища также действующие и их названия являются нарицательными.
Первое из них — Новодевичье. Расположено на Лужнецком проезде. Оно действующее, но закрытого типа, то есть, хоронят на нем только очень известных деятелей. На территории, которая занимает 8 га насчитывается примерно 26.000 захоронений.
Такая же история с Ваганьковским кладбищем. В районе площади Краснопресненская застава это известное кладбище занимает почти 48 га площади Москвы. На кладбище захоронено более 500 тыс человек. Из них 259 могил являются культурным наследием.
Интересно! Что на Новодевичьем, что на Ваганьковском кладбищах сосредоточены экскурсионные бюро. И, кстати, на стоимость квартир такое «тихое и знаменитое» соседство не совершенно не влияет.
Кладбище на Марьиной роще
В районе нынешней станции метро Марьина Роща с 18 века располагалось огромное кладбище площадью около 22 га — Лазаревское. Предназначалось оно, кстати, для погибших от эпидемий и людей без опеределнного места жительства. Территория охватывала также нынешний Сущевский вал, Олимпийский проспект и Новослободскую улицу. Лазаревское кладбище было снесено в 30-е годы XX века. На его месте расположилась улица Сущевский вал и детский парк «Фестивальный».
Кладбище на Соколе
В районе Сокол на пересечении улицы Алабяна и Малого Песчаного переулка раньше было кладбище Арбатец. Последние захоронения на нем проводились в 60-х годах XX века. Большинство захоронений было перенесено. О том, что раньше на этом участке было несметное количество захоронений напоминает лишь скромный Православный мемориал "Примирения народов" и памяти Русских героев, который установлен в скверерядом с детскими площадками. И, судя по всему, ни детей, ни взрослых, у которых в памяти могло даже остаться воспоминание о бывшем кладбище, такое «прошлое» не волнует.
Эпилог
Когда мы начинали работать над этой статьей, мы не предполагали, что Москва «резиновая» даже для захоронений. Можете себе представить, что на территории нынешней Москвы, Новой Москвы и Московской области сосредоточено более 130 кладбищ. Некоторые из них закрытые, некоторые сравнительно недавно законсервировали — но цифра так или иначе поражает.
Основные работы по ликвидации кладбищ пришлись на 1950-е годы. Тогда массово было сокращено и уничтожено несметное количество кладбищ. Вот список только некоторых из них: кладбища Алексеевского (СВАО), Данилова (ЮВАО), Новоспасского (ВАО), Перервинского (ЮВАО), Покровского (ЦАО), Симонова (ЮВАО), Сорокасвятского (ЦАО), Скорбященского (ЦАО), и частично Новодевичьего (ЦАО) монастырей, а также Алтуфьевское (САО) (часть), Братское (МО), Бибиревское (САО), Богородское (ВАО) (часть), Бутырское (СВАО), Воронцовское (ТАО), Владыкинское (СВАО) (часть), Дегунинское (ЮВАО), Дорогомиловское (ЗАО), Еврейское (ЗАО), Карачаровское (МО), Кожуховское (ЮВАО), Семёновское (ВАО), Филёвское (ЗАО) и Шелепихинское (ЦАО) кладбища.
Если взглянуть на «географию» этих, уже почти как век закрытых кладбищ, получается, что недры Москвы практически все буквально «искромсаны» кладбищами.
То есть, на месте, где располагается ваша любимая кофейня или спортзал, каких-то сто лет назад были сплошняком могилы. Но от них не осталось ни следа, поэтому восприятие уже совсем другое.
Действующие погосты, за исключением вышеупомянутых Новодевичьего и Ваганьковского кладбищ, не пользуются особой популярностью, однако риэлторы приводят довольно весомые аргументы «за» такое соседство. Например, территория кладбища это априори зелёная зона. Потом, ЖК находятся или будут возведены не в 50 метрах непосредственно от захоронений, плюс, застройщики идут на хитрость, и, например, устанавливают заборы такой высоты, что из окон виднеется только кроны деревьев. Ну и, в конце концов, соседство и правда самое тихое, которое только можно себе представить. А учитывая тот факт, что почти вся Москва стоит на «костях», то аргумент «жить около кладбища нельзя из-за плохой энергетики» должен ликвидироваться сам собой.