Новости рынка

«Я не экстремист, я партнер!». Как обманутых дольщиков превращают в потребительских террористов?

«Я не экстремист, я партнер!». Как обманутых дольщиков превращают в потребительских террористов?

Последнее время столько говорят о потребительском экстремизме в сфере недвижимости, что складывается ощущение будто застройщики решили переложить всю боль от перехода на эскроу на плечи своих же клиентов. Надо было найти виноватых, отыграться за неудобства игры по новым правилам, и вот оно! Эврика! Эмоциональный выход найден, как и интернальный локус контроля.

Наша редакция любит докапываться до истины и мы стараемся транслировать  объективную картину мира нашим читателям. Вернее сказать, «извиняемся» таким образом за форум, где мнения порой настолько полярны, что даже нашему удивлению нет предела. Именно в этой связи мы попросили наших аналитиков провести исследование на тему того, с какими претензиями дольщики «штурмуют» суды, чтобы, по мнению застройщиков, «стрясти» с них компенсации и неустойки. Рассказываем, так ли это на самом деле,  и какие претензии к застройщикам встречаются чаще всего.  

Мы в случайном порядке отобрали 25 жилых комплексов, которые сдавались или должны были быть сданы на момент проведения исследования. В основу аналитики легли более 700 дел арбитражного суда и судов общей юрисдикции, а также проанализировано около 5000 сообщений, оставленных пользователями нашего форума.

Результат вас удивит

Мы получили весьма любопытные результаты, которыми спешим с вами поделиться. Обозначим лишь, что согласно изученным данным суды удовлетворяют иски дольщиков в большинстве случаев лишь частично, то есть органы судебной власти действуют мудро и ограждают застройщиков от банкротства, предотвращая таким образом «заморозку» строительства их объектов. Ведь если бы суды полностью удовлетворяли запросы некоторых дольщиков, то застройщики просто-напросто не смогли бы завершить строительство.

С чем дольщики обращаются в суд?

Наши аналитики проанализировали 776 материалов судебных дел за 2018-2019 гг. по Москве и Московской области. Перейдем к результатам.

Первое место в так называемом «конкурсе претензий» к застройщику заняли иски с требованиями выплаты неустоек и штрафов из-за просроченных обязательств застройщика по сдаче объектов. Объём таких дел колоссальный — 90%.

Следующие массовые претензии касаются:

  • -Требований признания прав собственности на квартиры по ДДУ;
  • - Расторжения ДДУ;
  • - Возврата денег.

Кстати, эти иски с требованиями признания прав собственности составляют большинство тех, по которым суды отказали в удовлетворении.

Немного статистики: Свыше 95% исков с положительным решением удовлетворены лишь частично, и практически всегда это выражено в снижении размера взыскиваемых неустойки, штрафов и сумм оценки морального вреда по сравнению с заявленными в исках.

Интересно! В процессе анализа судебных делнаши специалисты выявили только 2 случая похожих обращений групповых исков. Оба были нацелены на признания права долевой собственности на приобретенную квартиру по ДДУ, при этом группы истцов (по два гражданина) составляют участники трехстороннего ДДУ. Очевидной причиной объединения с целью обращения с групповыми исковыми заявлениями в обоих случаях послужила общая претензия на право собственности по одной и той же квартире.

«На что жалуетесь?»

Так какие мотивы побуждают дольщиков доводить дело до суда? Согласно анализу сообщений, оставленных пользователями нашего форума, самыми значимыми из них оказались следующие:

  • -  Срыв сроков сдачи объекта или передачи ключей от квартир/апартаментов – 64%;
  • - Застройщик не идет на открытый диалог с дольщиками, недостаточная регулярность и низкая информативность обратной связи – 32%;
  • - Ненадлежащее качество строительных технологий и материалов, отделки квартир, благоустройства придомовой территории – 20%.

Что ещё вызывает недовольство у дольщиков?

Более редкими, но не менее существенными по остроте обсуждения стали претензии к отсутствию должного, по мнению дольщиков, уровня развития инфраструктуры объектов строительства. В том числе подъездных дорог, паркингов, социальных учреждений и т.п., а также претензии к неблагополучным соседям, включая высокую долю эмигрантов из стран СНГ в жилых комплексах эконом-класса.

«Ах было б только с кем поговорить...»

В СМИ активно продвигается мнение о том, что основным вектором и мотиватором для обращений в суд является агитация юридических компаний, которые «подбивают» дольщиков моментально бежать в суд после первого дня просрочки. Наше исследование опровергает это мнение. Напротив, дольщики открыто заявляют, что хотят решить вопрос в досудебном порядке. Никому не хочется участвовать в волоките с документами и таскаться по судам.

Однако с 30% дольщиками застройщик не идет на контакт. Покупатели жалуются на отсутствие обратной связи, недостаток информации и хоть какого-то диалога. В таких ситуациях несправедливо обвинять дольщиков в том, что они хотят быть услышанными, поэтому и обращаются со своими проблемами в суды, где слушать и услышать их обязаны.

«До тех пор, пока дольщиков готовы слушать юристы и судьи, и не готовы слушать застройщики, число исковых заявлений снижаться не будет», — отмечает Елена Яковлева, директор по развитию независимого форума ПроНовострой. — «Для того, чтобы не давать повод для разрастания потребительского экстремизма в сфере недвижимости, необходимо не только повышать качество строительства и отделочных работ, но и повышать качество коммуникации с состоявшимися покупателями на всех этапах сделки вплоть до передачи объекта в собственность. А не только на этапе продажи.»

Подборки по теме