Прочь со двора: машины не пустят на внутреннюю территорию в кварталах реновации

Власти ориентируются на формат «двора без машин» в строительстве новых кварталов по программе реновации, как сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

Согласно концепции, сквозные проезды для автомобилей во двор закрываются шлагбаумами. Консьержи, единственные «хранители ключей», будут по необходимости пропускать лишь машины скорой помощи, пожарной и коммунальных служб (вывоз мусора). Внутренняя же территория, прежде всего, предназначается для людей и их комфортного времяпрепровождения и перемещения, облагораживается и озеленяется.

Во двор без машин не страшно отпустить детей гулять. Здесь не нужны бордюры, а ровная поверхность куда удобнее для женщин с колясками, пенсионеров и инвалидов. Свободное от авто место позволяет разместить больше объектов благоустройства. Кроме того, по информации пресс-службы строительного концерна «КРОСТ», исследования показывают: во дворе без машин жители проводят больше времени (около двух часов в день), что способствует сближению соседей и появлению у них общих занятий.  Да и воздух от зеленых насаждений и отсутствия выхлопов становится только чище.

Стоянки для машин жильцов должны располагаться вне двора, по внешнему периметру квартала. При этом заместитель председателя Москомархитектуры Александр Ильин отмечает необходимость в развитии дорожной сети и увеличении количества парковок. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова,  в реновационных кварталах обеспеченность паркингом достигнет одного места на 2,5 квартиры относительно старого показателя в 3,5-7 квартир. О двукратном возрастании числа мест ранее говорил заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Также в новых кварталах проложат удобные пути для пешеходов, в частности, к метро и остановкам наземного транспорта.

В связи с выносом стоянки за пределы двора, в обществе назревают некоторые опасения: получается, теперь необходимо покупать или арендовать парковочное место, что встанет в копеечку, особенно, если дело касается подземного гаража – и это не говоря уже о сборах на оплату работы консьержа. Сергей Кузнецов же спешит обрадовать и заявляет: три четверти парковок в районах реновации будут бесплатными. Эксперт союза девелоперов Сергей Земсков объясняет, что при массовой застройке (которую как раз подразумевает реновация), бесплатные наземные парковки будут запланированы в проекте, а что касается подземных стоянок, затраты на их строительство могут значительно уменьшиться.

Настороженность, правда, возникает еще в связи с тем, что наземные стоянки могут располагаться в значительном удалении от дома, а близлежащие подземные гаражи так и останутся платными и дорогими.

Так или иначе, власти и эксперты рынка полагают, что жители  оценят формат двора без машин, почувствуют уют и комфорт,  и постепенно изменится в целом их восприятие данной территории. Однако пока неизвестно, идет ли речь о полной или частичной замене стандартных дворов закрытыми.

«Сейчас на рынке представлено достаточно много комплексов, в которых реализована концепция «двора без машин», – рассказывает генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова. – Это такие проекты, как например: МФК «Савеловский Сити», ЖК «Селигер Сити», ЖК «Большевик», ЖК «Басманный, 5», ЖК «Jazz» и многие другие». Столичным первопроходцем в данном направлении был  концерн «КРОСТ» с проектом реконструкции района Хорошево-Мневники 2002 года. По словам Яны Глазуновой, «Тенденция перехода на формат двора без машин становится важным конкурентным преимуществом – проекты качественных комплексов предусматривают и тихий безопасный двор, и парковочные места для жителей». Теперь «можно сказать, что это уже стало обязательным требованиям ко всем современным жилым комплексам», – говорит Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group.

«В проектах Level Group также предусмотрены закрытые дворы, – рассказывает Кирилл Игнахин. – Например, внутренний двор закрыт для автомобилей в клубном доме бизнес-класса «Level Кутузовский». В «Level Амурской» будут сквозные подъезды, чтобы люди могли разгружаться с внешней части зданий, не заезжая на территорию кварталов.  Кроме того, во всех наших проектах есть подземный паркинг с прямым доступом на жилые этажи. Количество запроектированных машино-мест соответствует действующим нормативам, а они, как правило, выше реальной потребности в местах для парковки. Например, в «Level Кутузовском» получается 115 машино-мест в подземном двухуровневом паркинге на 130 квартир. Причем значительная часть квартир в проекте продана под объединение с соседними (квартирами), то есть по факту в клубном доме будет проживать меньше 130 семей. В «Level Амурской» вместимость подземного паркинга составит 1012 машино-мест со средней стоимостью 700 тыс. рублей за единицу. На случай необходимости, в пешей доступности каждого из наших проектов есть народные гаражи, где всегда можно оставить свой автомобиль». В среднем цены на покупку парковочного места стартуют от 500 тыс. рублей, но могут достигать нескольких миллионов, - информирует Яна Глазунова.

Однако ранее рынок наблюдал не только удачные, но и провальные  реформы, как в случае с ЖК «Мой адрес» на севере Москвы, который изначально также предполагал концепцию двора без машин. Как рассказывала «Российской газете» жительница комплекса Ирина Ливанская, жильцам предложили арендовать парковочное место за 3 000 руб/мес. или самостоятельно искать, где оставлять машину. При этом путь до платной стоянки занимал целых 20 минут, а все бесплатные места были заняты к 20.00. Нежелание тратить деньги и время заставило жителей искать способы достать ключи от шлагбаумов и теперь, по словам Ирины Ливанской, во дворе в несколько рядов стоят автомобили.

Хочется надеяться, что в нынешней программе реновации действительно будут предусмотрены эффективные решения относительно парковки и в целом обустройства квартала, которые окажутся удобными для всех его жителей. Надежду внушает в том числе заданная архитекторам домов в рамках программы реновации норма по обеспеченности парковками – в пилотных проектах предусмотрено увеличение количества машино-мест на одну квартиру, сообщает нам генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова.

Фотоматериалы: «Континент»