Блоги

Как мегаполисы становятся безопаснее: технологии, урбанистика и опыт разных стран

Как мегаполисы становятся безопаснее: технологии, урбанистика и опыт разных стран

Вопрос городской безопасности существует столько же, сколько существуют и сами города. Однако в последние десятилетия, с ростом городского населения и развитием темпа жизни, эта проблема стала еще более актуальной. Современные градостроители задумываются не только о том, как сделать город удобным, но и о том, как предусмотреть новые вызовы и потенциальные угрозы. Для этого существует стратегия превентивного дизайна: городское пространство проектируется таким образом, чтобы предотвратить возможные проблемы в будущем. Елена Устинова, директор по маркетингу, развитию и продажам компании «Доброград Девелопмент», рассказала, как этот подход используется в разных странах.

Транспорт

Экологическая безопасность

Современное городское пространство предполагает комфорт для жителей мегаполиса. И здесь на первый план выходит транспортная инфраструктура, которая может стать источником экологической опасности: это и вредные выбросы, и шумовое загрязнение. Чтобы минимизировать негативное влияние транспорта, необходимо снизить количество автомобилей на дорогах. Для этого градостроители прибегают к инновационным подходам в планировании городских пространств.

Одним из этих подходов стала популярная концепция пятнадцатиминутного города. Ее идея заключается в такой организации городской среды, при которой горожанин может добраться в любую нужную ему точку не более чем за 15 минут — будь это пешая прогулка или передвижение на велосипеде. Это позволяет жителям отказываться от поездок на машине, что снижает количество автомобилей на дорогах. Подобный принцип квартальной застройки, когда горожанин может закрыть повседневные потребности, не выезжая за пределы своего квартала, встречается, например, в Барселоне и Нью-Йорке.

Еще эффективнее она становится вместе с правильно организованной системой общественного транспорта. Таким образом можно значительно повлиять на дорожную ситуацию: улицы становятся менее загруженными, и их можно использовать под другие нужды — например, прогулочные зоны и зеленые насаждения, как это делают в Париже или Токио.

Безопасность на дорогах

Однако транспортная безопасность в городе — это еще и безопасность на дорогах. Современные урбанисты все чаще сходятся во мнении о том, что главным виновником большинства аварий становится не человек, а неправильно спланированная инфраструктура. Что это значит?

Если улица, перекресток, светофор, пешеходный переход спроектированы неверно, даже внимательный водитель или пешеход может совершить ошибку или будет вынужден нарушить правила. Например, когда пешеходный переход возле оживленных мест располагается неудобно или отсутствует наземный переход, люди неизбежно будут перебегать дорогу в неположенном месте. И не всегда это вина пешехода: наша психика устроена таким образом, чтобы решать задачи самым эффективным и быстрым путем. Есть еще и пожилые люди, которым бывает сложно спускаться и подниматься по лестницам надземного перехода, если можно перейти дорогу напрямую. Все это приводит к росту аварий.

Для решения этой проблемы урбанисты предлагают идею Vision Zero, или концепцию нулевого травматизма. Ее философия заключается в том, что сама проектировка улиц призвана не допустить нарушения правил дорожного движения. Например, если на прямой дороге водитель может разогнаться, то рано или поздно это произойдет, несмотря на ограничительные знаки. В этом случае дорога проектируется с изгибами или зигзагами, вынуждая автомобилиста снижать скорость. Можно преграждать проезжую часть выступами, газонами, покрыть искусственными неровностями — например, рельефной брусчаткой. Существует множество подобных решений, направленных на снижение аварийности в городе.

Эффективность идеи Vision Zero подтверждает и международный опыт. Например, в Швеции, где изначально разработали эту концепцию, в последние годы смертность от аварий на дорогах составляет всего несколько человек на 100 000 населения, и это самые низкие показатели в мире.

Уличная безопасность

Еще один аспект городской безопасности — это улицы. И здесь на помощь снова приходит концепция пятнадцатиминутного города. Например, власти Токио неслучайно располагают разные объекты инфраструктуры в одном пространстве: помимо пешей доступности и удобства для горожан, это решает и проблему уличной безопасности. Как именно?

Представьте, что есть район, полностью состоящий из банковских отделений. В рабочие часы там будет загруженно и оживленно, а вечерами — немноголюдно. Находиться в таком квартале в темное время суток станет небезопасно. А теперь представьте квартал, где есть банки, жилые дома, коммерческие и деловые здания, ночной клуб, круглосуточный магазин. На улицах постоянно находятся местные жители, что снижает вероятность правонарушений. Продуманная планировка улиц и освещения, просматриваемые пространства также отпугнут преступников.

Однако решать вопрос уличной безопасности одной только планировкой удается не всегда. Поэтому во многих местах, например Москве или Китае, существует дополнительный инструмент защиты горожан — уличные камеры видеонаблюдения. Так, в Китае в 2022 году насчитывалось более полумиллиарда видеокамер. Как правило, камеры имеют систему распознавания лиц, что помогает не только в фиксации правонарушений, но и в поиске преступников: искусственный интеллект обрабатывает биометрические данные, определяя личность и маршрут нарушителя. А, скажем, в Доброграде — новом городе во Владимирской области — биометрию помимо камер видеонаблюдения используют и для доступа в город. Благодаря этому посторонние не смогут попасть на улицы города, не пройдя авторизацию. Сотрудники охраны, патрулирующие районы, получают данные с камер в режиме реального времени. При таком подходе горожане ощущают себя защищенными и не боятся за детей и других членов семьи. 

Таким образом, развитие урбанистики и умных технологий помогает находить эффективные методы решения проблем безопасности в городе. Новые подходы к планировке пространств, технологичность, синергия современных инструментов — все это позволяет делать мегаполисы комфортнее и безопаснее. Все больше городов смогут интегрировать успешный опыт в свои градостроительные концепции, и в ближайшем будущем этот тренд станет еще заметнее.

Подборки по теме