Новости рынка

ГК «Самолет» возьмет небольших застройщиков под свое «крыло»

ГК «Самолет» возьмет небольших застройщиков под свое «крыло»
Фотоматериалы: Lubercysamolet.ru

Девелоперам, испытывающим трудности в получении проектного финансирования, «Самолет» будет предлагать совместную реализацию проектов.

После вступления в силу с 1 июля новых правил «долевки» многие девелоперы не смогут привлечь в свои проекты банковское финансирование и фактически будут вынуждены покинуть отрасль. Чтобы избежать этого, «Самолет» будет предлагать таким компаниям партнерскую программу. Группу компаний привлекают владельцы земельных участков от 10 га в Московском регионе и Санкт-Петербурге.

Член совета директоров группы Антон Елистратов заявил «Ведомостям», что партнерство с ГК «Самолет» позволит таким игрокам получить финансирование за счет совместной реализации жилых объектов, при этом увеличить прибыль от таких проектов и снизить риски. Сама же группа, по его словам, сможет увеличить свой портфель проектов.

«Такой способ ведения бизнеса и развития территорий поможет небольшим компаниям стартовать с новыми проектами» - пояснил директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев. По его словам, сотрудничать лучше с теми «гигантами», которые уверены в открытии кредитной линии по проектному финансированию. «Самолет», являясь как раз таким крупным застройщиком, вероятно один из первых, кто решил заранее подготовить механизм и стать открытым для предложений.

«Компания уверена в своих силах и возможностях реализации проектов совместно с мелкими девелоперами. Так как основной объем таких небольших застройщиков сконцентрирован именно в области, то и механизм совместного развития территории привлечет многих желающих.

Таким образом, мы получаем сотрудничество в рамках fee-девелопмента в классическом виде за исключением того, что одна из сторон находится в более выигрышном положении, а вторая практически не может диктовать свои условия. Кроме того, такая партнерская программа потенциально может открыть дорогу «Самолету» на новые территориальные рынки» - поделился Роман Родионцев.

По заявлению Елистратова сейчас «Самолет» ведет переговоры примерно по 10 проектам, самый маленький из которых около 80 000 кв. м жилья, но имена компаний руководитель не назвал. Детальные условия партнерской программы пока что также не раскрыты.

«Жизнеспособность схемы партнерской реализации новых проектов ГК «Самолет» совместно с мелкими застройщиками будет зависеть от условий контракта» - заявляет управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Она считает, что с одной стороны, небольшие застройщики, которые потенциально рискуют не получить проектное финансирование, могут быть заинтересованы в партнерстве с крупным девелопером, имеющим необходимые финансовые ресурсы на строительство. С другой стороны, подобный совместный бизнес не всегда выгоден.

В частности, известны примеры, когда крупный застройщик использовал бартерную схему взаиморасчета, то есть партнер по бизнесу получал не деньги, а квартиры для продажи. Конфликт заключался в том, что дома с «бартерными» квартирами строились в последнюю очередь, тогда как корпуса для свободной продажи вводились первыми. Кроме того, любое партнерство – это определенные ограничения при принятии решений, несмотря на все преимущества. Поэтому, чтобы оценить потенциальную востребованность схемы, нужно понимать, какие бонусы получат застройщики.

Эксперт также приводит данные о том, что сегодня в России представлено порядка 3,2 тыс. застройщиков. Причем 2,1 тыс. из них ведут строительство не более 20 тыс. кв. м жилья. Это примерная площадь одного многоэтажного дома. А текущий объём строительства более 100 тыс. кв. м (5-6 домов) имеют всего 250 компаний. Именно у них есть наибольший шанс получить кредит на строительство. Таким образом, 92% российских застройщиков потенциально находятся в зоне риска, поэтому для многих партнерство с крупным игроком станет шансом сохранить бизнес.

Директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров напоминает, что по сообщению Елистратова речь идет только об использовании франшизы «Самолет», а где-то о фактическом выкупе бизнеса за прибыль в будущем проекте. По его словам, если за этой формальной оболочкой не будет скрываться незаконная схема, то такое партнерство можно признать законным.

«Однако, если на самом деле будут иметь место незаконные действия, то может последовать соответствующая юридическая ответственность (гражданская ответственность в виде применения последствий недействительных сделок, уголовная – в виде уголовного наказания и др.)» - рассказывает эксперт, - «На данном этапе (пока известна только самая общая суть проекта) мы можем лишь строить версии, но точной конкретики сформулировать нельзя. Будет ли это приводить к случаям недостроя – вопрос открытый и неоднозначный.

Выгодно ли такое партнерство мелким застройщикам? С одной стороны, они получат дополнительную финансовую поддержку и смогут реализовывать свои проекты. С другой стороны, неизвестно, какие условия будут включены в партнерские соглашения».

Подборки по теме