Персоналии

Воплощение культурных смыслов в архитектуре Никиты Явейна

Воплощение культурных смыслов в архитектуре Никиты Явейна
Фотоматериалы: На Невском

Заслуженный архитектор Никита Игоревич Явейн – значимая фигура в российской, и особенно в Санкт-Петербургской архитектуре. За все время работы Никита Явейн выполнил около 90 проектов, из которых почти треть уже успешно реализована. Его портфолио охватывает здания культурного и научно-образовательного назначения, спортивные, торговые и бизнес-центры, банки, гостиницы и жилые дома. Архитектор в течение долгих лет занимается реконструкцией и реставрацией исторических построек, а также отводит значительное место в жизни общественной деятельности и преподаванию.

В карьерном пути Никита Явейн пошел по стопам своего отца Игоря Георгиевича Явейна. В 1977 году он окончил архитектурный факультет ЛИСИ, после чего полностью посвятил себя выбранной профессии. В течение 15 лет он работал в разных проектных институтах, в 90-ые руководил Персональной творческой мастерской Союза архитекторов Петербурга, а с 1994 по 2003 год являлся председателем КГИОП в Санкт-Петербурге. В 2003 году он возглавил Архитектурное бюро «Студия 44», руководителем которого является до сих пор.

В архитектуре для Никиты Явейна главное наличие приема, о чем он сам говорит в интервью для веб-портала Archi.ru. Cвой собственный прием Явейн выводит из конкретного контекста, учитывая его различные факторы: историю места, связанную с ним мифологию, эволюции типа зданий, отображение всего этого в литературе. При поиске формы определенную роль играет и функциональное назначение сооружения, однако его одного недостаточно для создания истинной глубины. Прием должен работать сразу в нескольких плоскостях.

Архитектор приводит в пример свою дипломную работу – Ладожский вокзал, при создании проекта которого действовало несколько «мотиваций», «источников». Один из факторов действительно заключался в функционале – организации потоков движения. Однако Никита Явейн постарался также воплотить здесь всемирную историю: поставить Ладожский вокзал в ряд его предшественников, связать его с вокзалами XIX века и источниками вдохновения их авторов – термами и базиликами Рима. (Кстати, вокзалы интересуют Никиту Игоревича с детства, а Олимпийский вокзал в Сочи стал в некотором роде визитной карточкой «Студии-44»).

Неоднократно Никита Явейн высказывался о том, что архитектура должна быть «выращена изнутри, а не придумана, не привнесена извне». К слову, он выступает против контраста и противопоставлений в историческом центре. При работе над пространством Явейн считает необходимым учитывать историю города, культуру и принципы, по которым он развивался. Как объясняет Никита Игоревич изданию «На Невском», для Берлина, например,  характерна многоцентровая основа, так как он появился из конгломерации деревень. В то же время в автомобильном городе Лос-Анджелес центр оказывается довольно формальным.

Глупо гоняться за модой, следовать насаждаемому глобализацией имиджу и создавать однотипную архитектуру, по сути клише. Как говорит архитектор в беседе с Archi.ru,  важно понимать, чего «хочет» само место. Порой оно содержит в себе «скрытый импульс» к изменениям, который надо постараться выявить и реализовать. Все идеи подсказывает непосредственно наша жизнь.

Интерес для Никиты Явейна представляет реабилитация древесины в качестве строительного материала. В «Строительном эксперте» он отмечает уникальность культуры работы с деревом у русского народа: это умение закреплено у нас на уровне подсознания. Именно дерево, по мнению Явейна, может обеспечить России конкурентоспособность на мировом архитектурном рынке. В обращении к истокам Никита Ивейн  видит возможность найти оригинальное решение.

Традиционными оказываются и любимые формы Никиты Игоревича в архитектуре. Как признается он изданию «На Невском», кривые линии кажутся ему скучными: ими можно полюбоваться единожды, но второй раз уже неинтересно.  Вместо них Никита Явейн предпочитает геометрические первоэлементы, такие как круг или пирамиду. Архитектор убежден: они «освящены историей», обладают особым культурным и сакральным значением, множеством подтекстов, которыми наделили их долгие годы. Все это вдыхает жизнь во внешнюю форму сооружения и порождает новые культурные смыслы.

Говоря о культуре, хочется отметить неравнодушие Никиты Явейна по данному вопросу в целом. С удовольствием он занимается проектами, в которых можно реализовать культурологические мотивы, обращается в своих работах к истории, культуре и национальным особенностям, осмысляет опыт предшествующих мастеров. В то же время расстраивает Никиту Игоревича отсутствие критериев в российской архитектуре,  размытая система ценностей. По его словам, заказчики становятся все более безразличными к качеству архитектуры. На этом фоне Явейн мечтает о создании профессиональной среды с высоким культурным уровнем и ясным представлением о качественной архитектуре. Как пишет архитектор в Строительном эксперте», сейчас «Студия 44» находится на таком уровне, когда ее специалисты могут не браться за любые проекты, а отбирать небезразличных и ответственных заказчиков.

Наиболее известные работы Никиты Явейна в рамках «Студии 44»: офисно-коммерческий центр «Атриум на Невском, 25»; бизнес-центр «Невский 38»; Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге; реконструкция и реставрация восточного крыла здания Главного штаба.

Среди последних проектов –  жилой микрорайон в Пушкине по заказу корпорации «Петрострой», ЖК «Огни залива», ЖК «Дом на улице Чапаева», ЖК «Монолист»,  музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда».

Подборки по теме