Блоги

Новые города — по какому пути пойдет развитие?

Новые города — по какому пути пойдет развитие?

Рим, один из древнейших постоянно заселенных городов Европы, основан в VIII веке до нашей эры. Более молодые мегаполисы, такие как Нью-Йорк, существуют уже несколько столетий. Возникшие в разных социально-экономических условиях, мегаполисы с историей зачастую не обеспечивают высокое качество жизни различным слоям населения. Один из вариантов ответа — появление проектов новых городов, лучше соответствующих текущему историческому моменту. О проблемах старых городов в условиях растущей урбанизации, о причинах неудач амбициозных проектов мегаполисов будущего и о концепции нового урбанизма размышляет Олег Фомин, генеральный директор проекта город Доброград.

Почему многие мегаполисы не подходят для жизни в будущем 

Многие из преимуществ старых городов можно назвать «врожденными». Некоторые из них исторически появились на крупнейших перекрестках торговых путей, что заложило основу для успешного экономического развития на века. Многие заняли выгодное с точки зрения географии и климата в своем регионе положение. Иными словами, в некоторых регионах просто нет более удачного места, чем то, которое занимает центральный или столичный город. Не стоит забывать и о таких преимуществах, как сложившаяся на протяжении веков слава культурного и финансового центра, уникальный колорит и атмосфера, присущие древним городам.

Однако XX век и начало текущего столетия выявили ряд недостатков исторических центров.

Среди проблемных зон выделяют высокую нагрузку на транспортную сеть, дефицит жилья, загрязненную атмосферу, безработицу, низкий уровень образования, преступность и многое другое.

Большинство проблем исследователи относят на счет растущей плотности населения.

Один из примеров высокой плотности населения — Манхэттен. Для сравнения, население одного этого района Нью-Йорка составляет 1,6 миллиона человек. Это примерно столько же, сколько во всем штате Айдахо. Разница в том, что на Манхэттене такое огромное количество людей приходится на 38,6 кв. км, в то время как в Айдахо они живут на территории свыше 135 тысяч кв. км.

С учетом растущих проблем мало кто сомневается, что для формирования и процветания городских сообществ необходимы коренные изменения существующих городов. Альтернативная точка зрения заключается в постройке городов нового типа с нуля. При этом пока статистика развития городов будущего слишком противоречива, чтобы можно было уверенно заявлять об успехе или неудаче начинания.

Туманные перспективы мегапроектов

С 1949 года в мире построено примерно 600 новых городов, большая часть в 1980-х и начале нулевых. Десятки из них пустуют или мало населены. Здания фантастической архитектуры сияют на солнце, но на улицах практически нет людей.

Другие существуют только на бумаге. В ряде проектов уже на стадии реализации проявились концептуальные ошибки, мешающие развитию. Есть и успешные примеры, у которых, вероятно, есть будущее, хотя и не вполне такое, как представляли себе создатели.

Успехи урбанизации в странах Ближнего Востока не назовешь оглушительными, но они есть, хотя бы в силу масштаба инвестиций.

Экономический город короля Абдаллы KAEC — мегаполис в пустыне, строящийся с 2005 года. Это один из шести городов будущего, которые должны сократить зависимость Саудовской Аравии от нефтедобычи и помочь диверсифицировать ее экономику.

По проекту площадь KAEC равна площади Вашингтона (173 против 177 кв. км), но на сегодняшний день проект завершен только на 15%. Спустя пятнадцать лет с момента основания в нем проживает всего 7 тысяч человек (2018).

Углеродно-нейтральный «умный» город Масдар в Объединенных Арабских Эмиратах построен, но остается практически пустым. В городе на 50 тысяч человек по состоянию на 2022 год проживает всего 2 тысячи человек. В основном это студенты, посещающие Масдарский институт науки и технологий.

Работы по созданию европейского города будущего Planit Valley в Португалии  на 2021 год приостановлены из-за сложностей с финансированием.

Один из знаковых неудачных проектов на постсоветском пространстве — Хазарские острова в Азербайджане. Под влиянием различных факторов, от коррупции до отсутствия консенсуса между заинтересованными сторонами, проект, включавший постройку самого высокого небоскреба в мире, обернулся парой гостиничных комплексов на полупустынном берегу.

Напрашивается вывод о том, что основные проблемы проектов, дошедших до стадии реализации, можно разделить на две ключевых категории. К первой относятся проблемы с финансированием. Во второй категории проблемы, возникшие из-за недостаточно проработанной концепции.

При этом неудачи коллег и конкурентов не останавливают инвесторов и архитекторов. Один из наиболее интересных проектов последнего времени — Неом в Саудовской Аравии. Один из ключевых пунктов проекта — Линия (The Line). Проект «умного» линейного города представляет собой мегаздание длиной 170 километров, 500 метров в ширину и 200 метров в высоту. Ожидаемая средняя плотность населения на квадратный километр — 260 тысяч человек. В рамках концепции «безгравитационного урбанизма» все инфраструктурные объекты будут окружать жилые кластеры. Благодаря этому все необходимое будет в пятиминутной шаговой доступности для каждого жителя. Перемещение из конца в конец обеспечит транспортная система под управлением искусственного интеллекта, автомобильное движение не запланировано.

По состоянию на осень 2022 года на всей протяженности строительной площадки ведутся земляные работы.

В России и на постсоветском пространстве есть еще примеры городов будущего, которые существуют пока только в проекте. К ним относится, например, Рублево-Архангельское, над проектированием которого работает Сбер.

В 2021 году власти Киргизии презентовали свой проект города будущего Асман на озере Иссык-Куль. Для обеспечения потребностей «умного» города планировалось использовать альтернативные источники энергии. Потребление ресурсов будет оптимизировано, а мобильность в городской черте собираются строить на основе экологически чистых видов транспорта. В 2021 году появилась информация об участии в реализации проекта французских инвесторов. Тем не менее по состоянию на май 2022 года строительство так и не началось.

Формализованный подход — ключ к успеху?

При внимательном изучении мегапроектов напрашивается мысль: чем выше амбиции и размах, тем выше риски и вероятность неудачи. Даже несмотря на, казалось бы, безграничное финансирование за счет нефтяных денег.

Вполне возможно, что ответом на вызовы, выявленные опытом мегапроектов, является формализация планирования в рамках подхода, доказавшего свою жизнеспособность.

Один из таких подходов — градостроительная концепция нового урбанизма (New Urbanism), возникшая в начале 80-х годов XX века в США.

Концепция провозглашает создание обособленных компактных городов в противовес получившим широкое распространение пригородам мегаполисов.

Ключевые принципы нового урбанизма в создании условий, противоположных тем, что сложились в пригородах (англ. suburbs). Пригородный образ жизни подразумевает, что подавляющее большинство инфраструктурных объектов доступно только при наличии личного автомобиля. В проектах в русле нового урбанизма его использование ограничено.

Чтобы это осуществить, был разработан принципиально иной подход к планированию. Вместо улиц большой протяженности с трехзначными номерами домов, города проектируют так, чтобы любой из интересующих жителя инфраструктурных объектов был в пределах пятнадцатиминутной прогулки. Соответственно, особый акцент делается на удобство перемещения для пешеходов и велосипедистов. В то же время полный отказ от автомобилей, как в мегаздании The Line, не провозглашается.

Одним из первых городов, построенных в соответствии с концепцией нового урбанизма, стал Сисайд (Seaside), городок в штате Флорида.

Он построен в соответствии со специально разработанным генеральным планом. В центре расположены деловой и торговые кварталы. Улицы расходятся от центра по принципу радиальной планировки. Пешеходные улицы и озелененные общественные пространства распределены по всей территории.

Примеры кварталов и городов, построенных по принципам нового урбанизма, есть не только в США.

Планирование построенного с нуля индийского города-спутника Нави Мумбаи началось еще в 1970-е годы. По состоянию на 2022 год это один из крупнейших в мире новых городов, его население превышает 1,1 млн человек. Город разделен на тринадцать поселков, каждый из которых поделен на секторы — жилые, промышленные, коммерческие. Поселки самодостаточны, в них есть собственные магазины, школы и другие инфраструктурные объекты. Благодаря этому все необходимое для жизни в поселках находится в пределах пятнадцатиминутной прогулки.

В Канаде самый успешный проект в концепции нового урбанизма — «столица высоких технологий» Маркем. Успешные проекты есть в Дании, Австралии, Германии.

В России один из крупнейших проектов, в котором реализованы принципы нового урбанизма, — инноград Сколково. У Сколково и Нави Мумбаи есть одна общая черта. Они расположены в непосредственной близости от города-миллионника и разделяют его проблемы: пробки, перегруженность энергетических сетей, неоднородность населения и многие другие.

Большинство этих проблем не свойственны городам, построенным «на пустом месте» на деньги частных инвесторов. Как правило, территорию для строительства выбирают на основании анализа целого ряда факторов, от транспортной доступности до климатических условий.

В России и соседних республиках есть различные примеры строительства новых населенных пунктов локальными частными инвесторами в родном регионе.

В Грузии это Лиси Грин Таун, небольшой городок в пятнадцати минутах езды от Тбилиси.

Проект, начавшийся как зеленый квартал, превратился в полноценный город. Концепция проекта основана на принципе 80/20, что укладывается в идею нового урбанизма. Только 20% территории планируется застроить жилыми домами и объектами инфраструктуры.

В России пример успешно развивающегося обособленного города — Доброград, расположенный в Ковровском районе Владимирской области.

Согласно градостроительному плану, к 2039 году в городе будет до 1,5 млн кв. м жилья и 1 млн кв. м коммерческой недвижимости. Застройка включает индивидуальные дома, таунхаусы и многоквартирные дома. Число жителей к этому рубежу должно достигнуть 50 тысяч человек. Своей миссией создатели Доброграда видят создание максимально комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека. Архитектурная концепция предусматривает формирование городской среды, отвечающей требованиям людей нескольких поколений, сохранение красоты природы и экологии территории. В этом плане проект отчасти противопоставляется бездушным мегаполисам и «городам будущего», где значимость отдельно взятого человека, его интересы и стремление к гармоничной жизни несколько нивелируются, а в приоритет ставятся технологичность и футуристичность проекта.

В контекст успешного применения принципов нового урбанизма вписывается и Иннополис в Республике Татарстан, хотя проект во многом похож на Сколково.

Города — очевидное достижение цивилизации, и дальнейшее развитие по пути урбанизации ни у кого не вызывает сомнений. Однако, чтобы избежать неудачных проектов, человечеству придется обобщить опыт новых городов, доказавших свою жизнеспособность. Вполне возможно, что сочетание формализованного подхода и успешной концепции, такой, например, как новый урбанизм, станет стандартом, на который создатели городов будущего смогут опереться в принятии стратегических решений.

Подборки по теме