Советы покупателям

Дом снесли или сгорел: как снять недвижимость с кадастрового учета?

Дом снесли или сгорел: как снять недвижимость с кадастрового учета?
фото: belarch.ru

Даже если недвижимости физически нет, юридически объект продолжает существовать. И собственнику по-прежнему нужно платить имущественный налог. Чтобы этого не делать, объект нужно снять с кадастрового учета. В новом материале рассказываем, как это сделать.

Снять с учета недвижимость можно, только если она больше не существует. Поэтому сначала собственнику нужно получить акт обследования. Такие акты готовят кадастровые инженеры со специальной квалификацией. Они выезжают на место, осматривают объект и выносят заключение, стоимость услуги начинается от 1500 рублей.

«Если объект пострадал в результате стихийного бедствия, нужно получить справку из МЧС, а если он сгорел – от пожарных. Когда все документы будут на руках, нужно написать заявление в МФЦ или в Публичную правовую компанию «Роскадастр». К акту и справке нужно приложить правоустанавливающий документ, например, договор купли-продажи или дарения», – объясняет Константин Ташлыков, руководитель сервиса Контур.Реестро.

Эксперт также выделил особенности снятия с кадастрового учета:

– Вместе со снятием с учета прекращается и право собственности. Поэтому подать заявление может только правообладатель или его доверенное лицо. Если объект в долевой собственности, прийти в МФЦ должен каждый дольщик.

– Если недвижимость объединили или разделили, подавать отдельное заявление на снятие с учета исходного объекта не нужно. Главное, чтобы кадастровый инженер подготовил межевой или технический план.

– Иногда недвижимость ставят на учет только потому, что на ней появилось обременение. В этом случае, когда обременение погасят, объект снимут с учета автоматически.

Куда обращаться для снятия недвижимости с ЕГРН?

Снятие с кадастрового учёта происходит непосредственно через портал Росреестра. Но для этого нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Какие документы нужно собрать для этой процедуры?

«Здесь потребуются документы-основания, как и при обычной регистрации сделки с недвижимостью. Зависят они от повода, по которому Вы снимаете недвижимость с учёта. Это может быть снос здания, объединение нескольких помещений либо разделение помещения, это может быть решение суда, например, о прекращении права на земельный участок в связи с его незаконным образованием, и так далее», – Антон Мелешко, основатель юридического партнёрства «Мелешко Консалтинг», кандидат юридических наук, резидент международного бизнес-клуба Equium.

Могут ли отказать и почему?

«Отказ, как обычно, возможен из-за неполноты документов или из-за того, что они в чём-то неправильные. К примеру, техническая документация оформлена с нарушением нормативов», – добавляет Антон Мелешко.

Когда процедура считается завершенной?

«Процедура завершена с момента внесения регистрационной записи. Отличия для нежилой и жилой недвижимости, конечно же, могут быть. Это всегда казуистика, поэтому я бы не воспринимал это как некое правило. Общая процедура одинакова, потому что всё это недвижимость», – уверен эксперт.

А также читайте:

– Публикуем самые популярные районы Москвы для покупки жилья

– Рейтинг лучших застройщиков по итогам 2022 года

– Чего ждать в 2023 году: говорим о новых законах в сфере жилья

– Ключевая ставка 7,5%: повлияет ли на рынок недвижимости?

– Чем запомнится 2022 год на рынке жилья: подводим итоги 

Подборки по теме