Блоги

Новые городские концепции и экологические выгоды: как они способствуют устойчивому развитию

Новые городские концепции и экологические выгоды: как они способствуют устойчивому развитию

Города и городские агломерации занимают менее 5% площади планеты. При этом в них проживает больше половины мирового населения, а на их долю приходится около 70% всего потребления энергии и всех вредных выбросов. Очевидно, что такое положение дел далеко от идеального. В 2015 году ООН сформулировала 17 целей в области устойчивого развития, и одна из них — «Сделать города и населенные пункты открытыми, безопасными, жизнеспособными и устойчивыми». 

Вместе с Еленой Устиновой, директором по маркетингу, развитию и продажам «Доброград Девелопмент», разбираемся, как новые подходы к градостроительству помогают изменить ситуацию к лучшему.

«15-минутные города»

Суть этой концепции в том, что у любого горожанина должна быть возможность добраться до всех важных объектов инфраструктуры за пятнадцатиминутную пешую прогулку (или прогулку на велосипеде, самокате). Хотя корректнее было бы название не «город 15 минут», а «город N минут» — например, центр Ванкувера разбит на 5-минутные блоки, а австралийского Мельбурна — на 12-минутные.

Преимущества этого подхода очевидны: отпадает необходимость в личном автомобиле, а вслед за этим снижается количество вредных выбросов, пресловутый углеродный след. Система общественного транспорта также становится менее загруженной, при этом растет ее эффективность. В таком городе нет нужды в широкополосных улицах, а большую часть площади, отданную под дороги, можно выделить для озеленения и строительства парков. Так, например, делают в Париже под руководством нового мэра города, Анн Идальго, — на месте некогда шумных проспектов открывают парки и пешеходные зоны.

Среда подталкивает человека к тому, чтобы он решал все свои потребности рядом с домом, поэтому активнее развивается и локальный бизнес, что также положительно сказывается на экологическом состоянии города. Местным предпринимателям и фермерам не нужна сложная логистика, а значит, во время транспортировки товаров и продуктов меньше вредных выбросов.

Компактные и полицентричные города

Понятно, как реализовать концепцию пятнадцатиминутного города в рамках небольшого населенного пункта. Но что делать с более крупными городами и мегаполисами?

Здесь на помощь приходит полицентричный подход, когда в рамках одного города создается несколько дифференцированных районов с собственными центрами — финансовым, культурным, «зеленым» и т.д. В рамках каждого из районов может процветать концепция «город 15 минут», при этом для решения более сложных потребностей люди перемещаются между районами с помощью высокоэффективного общественного транспорта. Этот подход оправдан в том числе и экономической целесообразностью — нет никакого смысла в том, чтобы в каждом районе строить по большому музейному комплексу или выставочному центру. Концепция полицентричности позволит градостроителям куда проще преобразовывать городскую ткань: территорию относительно небольшого района легче привести в соответствие новым представлениям об урбанистике, чем целый город с единственным центром.

В противовес идее преобразования существующих мегаполисов существует концепция строительства компактных городов. Суть ее в следующем: вместо того, чтобы допускать бесконтрольное «расползание» города, появление удаленных от центра «спальников» и кварталов-«человейников», можно изначально грамотно спланировать застройку и делать города небольшими по площади, но с высокой концентрацией зданий и инфраструктурных объектов. Плотность застройки в этом случае не означает отказа от организации парков и зеленых насаждений, но вместе с этим приводит к тем же плюсам, что существуют в рамках пятнадцатиминутных городов. Горожанин может удовлетворить все свои потребности рядом с домом, для комфортной жизни ему не нужен личный транспорт, а общественный не страдает от высокой нагрузки даже в часы пик.

Устойчивые города

Концепция устойчивых, стабильных эко-городов продолжает идеи перечисленных выше концепций, но приводит их в соответствие с вызовами, которые нам бросает XXI век.

Да, снижение потребности в личном и общественном транспорте существенно снижает нагрузку на окружающую среду и улучшает условия жизни. Ровно как и перевес в сторону локального предпринимательства, которое сокращает путь продуктов с поля или места производства до полок. Но этих мер недостаточно.

Задача современных урбанистов и архитекторов — выбрать для будущего города такую плотность застройки, которая одновременно позволит сделать его компактным, обеспечит комфортную транспортную доступность и убережет от возникновения «островов тепла». Не секрет, что температура воздуха в мегаполисах на несколько градусов выше, чем рядом с ними. Это объясняется большим количеством бетона и асфальта, которые не только притягивают тепло, но и выступают барьером для ветров. Из-за этого страдают локальные экосистемы, ухудшается здоровье горожан, а также растет потребность в поддержании комфортной температуры — квартиры, офисы, магазины и общественный транспорт в теплое время года постоянно охлаждаются с помощью кондиционеров, что многократно увеличивает расход электроэнергии.

Пример удачного решения этой проблемы — Сингапур, где на территории в несколько раз меньшей, чем Москва, проживает почти 6 миллионов человек. В городе около 50% площади занято деревьями, в том числе за счет озеленения кровель, балконов и фасадов.

Пример экогорода в России — Доброград во Владимирской области. Он полностью соответствует концепции «город 15 минут», а в будущем авторы проекта не подразумевают экстенсивного роста, что делает город компактным. При этом большую часть площади занимают зеленые насаждения, а сам город окружен природными объектами — это позволяет не беспокоиться об экологии. Подобные города будущего сегодня появляются по всему миру — кто знает, возможно, совсем скоро человечество сумеет отказаться от возведения мегаполисов в пользу жизни в гармонии с природой.

Подборки по теме