Как платформа Airbnb «подрывает» рынок недвижимости

Европа уже не первое десятилетие является излюбленным местом туристов со всего света. За эти годы индустрия путешествий изменила лицо многих городов и бесспорно повлияла на жизнь местного населения. Остановимся подобнее на последнем и узнаем, как поток туристов, пользующихся платформой Airbnb, загоняет в жесткие рамки большинство европейцев.

Разумеется, мир сейчас открыт, железный занавес давно опущен, и это не может не радовать. Дешевые авиабилеты, бюджетные гостиницы и доступные услуги позволяют практически каждому выезжать заграницу минимум раз в год.  

Но, с другой стороны, все это привело к тому, что города становятся лишь «музеями», многие районы страдают от массового наплыва иностранцев (например, в период Венецианского карнавала практически все жители стараются уехать из города), а также происходят экономические изменения, от которых прежде всего страдают именно местные.

Коммерческая деятельность, которая когда-то была поддерживающим фактором местной экономики, заменилась международными франшизами и услугами, предназначенными для туристов. Случай с Венецией, тысячелетним городом, который в настоящее время рассматривается как тематический парк развлечений, в то время как местные жители постепенно исчезают, является болезненным напоминанием о последствиях массового туризма.

Одним из наиболее пострадавших секторов оказалось жилье. В некоторых городах Европы арендная плата стала слишком высокой для местных жителей из-за экономической конкуренции платформ для совместного использования жилья. Прежде всего, речь идет о знаменитом Airbnb.

Рынок недвижимости превратился в площадку для спекуляций, что хорошо отразилось на выгоде для туристов и негативно для долгосрочных арендаторов.

В Болонье, где недавно прогремели протесты студентов против повышения арендной платы, вызванного повсеместным присутствием хозяев Airbnb, организовали стартап под названием Fairbnb.

Концепция fairbnb.coop была создана в разных городах несколькими группами, которые, как только обнаружили существование других людей со схожими проблемами, решили объединиться. «Горячими точками» были Венеция, Амстердам и Болонья, а вскоре люди из Афин, Рима, Барселоны и Севильи присоединились к этой проблеме.

«Мы не планировали протестовать или делать громкие заявления, а лишь хотели продемонстрировать, что можно работать на туристическом рынке в больших масштабах, и в то же время проявлять социальную ответственность. Мы хотим показать, что можно создать рыночное решение, которое трансформирует туризм из проблемы в возможность для местных сообществ» - поделился соучредитель компании Эммануэль Даль Карло.

Первоначальная новаторская и инновационная идея совместного использования жилья, продвигаемая такими платформами, как Airbnb, кардинально изменилась, позволив спекулянтам и хозяевам сразу нескольких домов сдавать жилье в краткосрочную аренду, практически не попадая под контроль местного законодательства. Этот процесс привел к росту затрат на жилье.

«Актуальность проблемы побудила нас начать этот путь, который вовлекает людей в совместное создание справедливой модели арендного рынка жилья. Мы объединили наш опыт социального предпринимательства, активизма и совместного подхода, чтобы предложить модель совместного использования недвижимости, которая будет лучше как для местных жителей, так и для самого туристического рынка. Проще говоря, мы предлагаем некий свод этических правил, которых надо строго придерживаться, чтобы никто из участников рынка не страдал» - добавляет Эммануэль.

Влияние Airbnb на рынок жилья

Массовый туризм в европейских городах привел за собой массу проблем из-за нерегулируемого расширения платформ по краткосрочной аренде, которое спровоцировало сильный рост цен. Кроме того, хозяева квартир не передают свои данные местной администрации, и, соответственно, органы власти не могут контролировать эту сферу.

Кстати! Простой пример можно привести на столичном рынке жилья. Аренда среднестатистической однокомнатной квартиры в пределах МКАДа составляет 35 тыс. руб. в месяц., но точно такая же квартира, сдаваемая посуточно в течение того же месяца принесет прибыль около 100 тыс. рублей, так как средняя цена 1 суток составляет 3-3,5 тыс. руб. Точно также обстоят дела и в европейских городах, чем и пользуются собственники за счет большого спроса на краткосрочную аренду.

«Нередко мы наблюдали как местные жители покидают свои привычные районы для проживания из-за того, что арендная плата становилась непосильной ношей. С преобразованием жилых кварталов в туристические районы с местными магазинами, превращенными в бары и «еду на вынос», а также целыми улицами, населенными только туристами, жители поначалу боролись, а потом сдались и уехали» - вспоминает Эммануэль.

Он добавляет, что «наша платформа позволит местным жителям предлагать в аренду комнаты, квартиры и дома, но все они должны будут строго следовать местным нормам, соблюдать строгие правила и ограничиться количеством недвижимости, сдаваемого посуточно. Например, в Венеции хозяевами могут быть только реальные жители. Мы считаем, что это еще и хороший опыт для туристов, которые будут знать, что собираются жить в доме, принадлежащем местной семье. Другие города могут следовать другим правилам, и могут быть исключения, но в целом, золотое правило «один дом на одного жителя» будет предложено во всем мире».

Создатели стартапа не будут взимать плату или комиссию с хозяев. Фактически деньги будут браться за бронирование с путешественника, и он сам решит на какой социальный проект на местном уровне хочет внести 50% платы за использование платформы. В любой момент процесса бронирования у всех сторон будет прозрачное и открытое видение того, куда идут деньги. Также можно будет сделать пожертвование напрямую на один или несколько проектов без необходимости бронировать комнату или квартиру.

Инициатива была очень положительно воспринята. Несмотря на то, что fairbnb.coop сам по себе не может быть решением для массового туризма, он может предоставить местным властям и жителям возможность решить проблему негативного влияния отрасли на города и его коренных жителей.

«Местные администрации Амстердама, Болоньи, Барселоны и Севильи оказали нам большую поддержку, но мы понимаем, что должны зарекомендовать себя в качестве надежного игрока рынка, прежде чем все представители власти увидят в Fairbnb.coop прекрасную возможность для продвижения более устойчивой туристической модели» - резюмирует Эммануэль Даль Карло.

Фотоматериалы: Insideflyer.co.uk
Автор: Большакова Ольга